Отредактировано:05.04.09 21:43
Какая прекрасная аллегория воспитания, которая строится на идеализированном, абстрактном представлении о жизни. Разве не о том говорил Лао-Цзы: "Если ты произвёл на свет мысль (белый клоун), повергни осмеянию (рыжий)."
Когда я говорю "клоун", то имею в виду рыжего. Ведь существуют два вида клоунов - белый клоун и рыжий. Первый - это само изящество, грация, гармония, ум, трезвость мысли, которые морализаторы выдают за качества идеальные, непревзойдённые, безусловно божественные. И тут сразу заявляет о себе негативный аспект этого дела, поскольку белый клоун становится таким образом, олицетворением Мамы, Папы, Художника, Учителя, Прекрасного и вообще всего, что "положено делать". И рыжий, который и подпал бы под очарование всех этих совершенств, если бы их так упорно не выставляли напоказ, восстаёт. Он видит, что блёстка заманчиво сверкает, но высокомерие, с которым их демонстрируют, делает эту вещь для него недоступной.
Рыжий, которого можно сравнить с ребёнком, пачкающим под себя, бунтует, против подобного совершенства; он напивается, катается по земле и, следовательно, подстрекает к вечному протесту.
Короче, перед нами борьба между надменным культом разума (который тяготеет к эстетизму, навязанному силой) и свободой инстинкта.
Белый клоун и рыжий - это учительница и ребёнок, мать и сын-сорванец или ангел с огненным мечом в деснице и грешник.
В общем, они являют собой два психологических состояния человека - тягу к возвышенному и тягу к низменному, -существующие порознь, раздельно.